Первый этап электрификации совпал с масштабной безработицей в стране. После окончания Гражданской войны без дела остались демобилизованные солдаты, уехавшие из деревень крестьяне и бывшие служащие закрывшихся предприятий. Чтобы проблема не приобрела масштаб катастрофы, было необходимо создавать рабочие места.
И здесь план ГОЭЛРО тоже принес плоды.
Только для строительства тридцати запланированных электростанций требовалось более ста тысяч человек, а для их успешного функционирования – огромное количество квалифицированных рабочих, техников и инженеров. Но на пути соискателей и работодателей друг к другу возникло препятствие: большая часть населения оставалась неграмотной. Новые кадры нужно было обучать, причем в ускоренном темпе.
Проблемой занялись на государственном уровне. Вышел знаменитый декрет «О ликвидации безграмотности», последовала серия образовательных реформ, стали открываться учебные заведения.
За 1–2 года рабфаковцы проходили азы современной начальной школы, готовились к поступлению в вузы, а главное – получали возможность изучать теорию, не отвлекаясь от практики.
Стройка каждой электростанции автоматически становилась и «школой», и «научно-исследовательской лабораторией». Например, на ГЭС «Пороги» кадры готовили прямо на месте. Там организовали курсы, где можно было получить знания с одним условием – после окончания курсанты обязывались отслужить на станции несколько лет. Учащимся предоставлялась стипендия, спецодежда, учебники, письменные принадлежности и шанс применить свои навыки в настоящем деле. Проблемы безработицы и нехватки кадров решились, но перед правительством встала еще одна задача.
Эту задачу тоже решили масштабно. Для начала в промышленности повысили уровень зарплат и ввели более лояльную систему штрафов. А после – взялись за создание уникальной рабочей культуры, целой системы, внутри которой все было направлено на улучшение результатов труда.
Формировались специальные рабочие коллективы, проводились лекции и собрания, где открыто обсуждались насущные проблемы. Для трудящихся организовывали курсы повышения квалификации, конференции и издавали газеты. Любой мог взять совет у опытных инженеров, а самих инженеров отправляли в заграничные командировки за передовыми знаниями.
Все это позволило сократить пропасть между руководством и рабочими. И практический опыт, который имели вторые, действительно помогал в решении глобальных вопросов. В одном из документов Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов упоминалось, что «экономия от осуществленных предложений рабочих, если считать по СССР, измеряется, по меньшей мере, в десятках миллионов рублей».
Не оставили без внимания и условия быта. Многие электростанции возводились в отдаленных районах страны с плохо налаженными коммуникациями. Улучшение инфраструктуры этих районов тоже было частью плана. Строители жили недалеко от строек, в так называемых рабочих поселках, и постепенно поселки начали превращаться в города. Так вокруг Волховской ГЭС появился город Волховстрой, позже переименованный в Волхов. Несмотря на кризис, государство выделяло бюджет на строительство яслей, детских садов и жилья. Но скорости работы для реализации амбициозного плана ГОЭЛРО все равно не хватало. И тогда рабочих решили увлечь соревнованием.
Результаты работы стали изучать и предавать гласности, публично поощрять перевыполнение плана и осуждать невыполнение. Ударным бригадам, которые ставили рекорды, выплачивались денежные премии, вручали грамоты и знамена.
Сохранилась наполненная бойцовским духом цитата из протокола стройки Челябинской ГРЭС: «Каждый энтузиаст-ударник обязан по первому приказу штаба являться для работы в какое угодно время (дня или ночи) для ликвидации прорывов, каждый энтузиаст подписывается на месячный заработок, на заем «пятилетка в четыре года» и обязуется завербовать по два-три человека, каждый энтузиаст берет на буксир по двое новых рабочих, чтобы научить их в кратчайшее время работать хорошо».
Уже через год большая часть рабочих Челябгрэсстроя записалась в ударники. Политик Гарри Шварц, понаблюдав за атмосферой среди пролетариата, сравнил ее с «энтузиазмом солдат, которым приказано идти в атаку».
Талантливые идеологи электрификации не только сделали серьезный вклад в науку, но и создали российское энергетическое образование. Генрих Осипович Графтио преподавал в Ленинградском электротехническом институте им. В.И. Ульянова (Ленина), где основал отечественную школу гидроэнергетиков-строителей. В нее, среди прочих, входил Иван Васильевич Егиазаров. Он вспоминал о Графтио как о требовательном педагоге-практике, который всегда смотрел на студенческие проекты не как на «академическую работу», а «как на проектирование, подлежащее претворению в жизнь».
Прямо во дворе института выстроили беспрецедентную высоковольтную лабораторию, где занимались рядом важнейших для отрасли вопросов: конструированием линий, изоляцией, аппаратурой, проблемой перенапряжения, изучением диэлектриков и защиты.
Другой участник разработки плана ГОЭЛРО Борис Иванович Угримов больше десяти лет оставался деканом электропромышленного факультета Института Народного Хозяйства им. Плеханова, который в будущем стал основой Московского энергетического института. В МЭИ преподавал коллега Графтио и Угримова – Карл Адольфович Круг, обучивший и выпустивший сотни инженерно-технических специалистов.
В рекордные сроки в СССР открывались электротехнические факультеты, формировались новые вузы и реорганизовывались уже существующие.
Так план ГОЭЛРО стал не только основой индустриализации и мощным толчком для экономики страны, но и принес много хорошего в общественную жизнь.