Ленинградцы, родившиеся в 1960-70-е годы, еще услышали эхо великого увлечения электрификацией, охватившего Советскую Россию в послереволюционное время. Конечно, им рассказывали в школе о строительстве ДнепроГЭС и других электростанций, об индустриализации и «великом скачке».
Но параграфы из учебников такие скучные! То ли дело искрометный, увлекательный и уморительно смешной спектакль «Месс Менд» в ленинградском Театре юных зрителей.
В нем американские рабочие помогают Стране Советов разрушить планы Лиги Империалистов взорвать Аэроэлектроцентраль и сорвать электрификацию.
Придумала эту историю писательница Мариетта Шагинян — в 1924-26 годах она выпустила серию рассказов «Месс Менд или Янки в Петрограде».
Шагинян со своей книжкой попала в точку: в СССР тогда было популярно все, что касалось электричества. Так что детектив с лихо закрученным сюжетом раскупали, как горячие пирожки.
Но шли годы, восторги от электрификации прошли, а сам план ГОЭЛРО занял свое место в учебниках истории. Спустя пятьдесят лет текст детектива уже казался скучным и устаревшим. Но тут за него взялся известный тогда лишь в узких кругах молодой актер и режиссер Владимир Меньшов. Это потом он снимет фильм «Москва слезам не верит» и получит за него «Оскара». А пока он воодушевился историей «Месс Менд», переписал ее – и получился, наверное, самый знаменитый спектакль ТЮЗа, билеты на который было невозможно достать. Увы, никто не догадался снять этот спектакль на видео, остались лишь стенограммы, фотографии, саундтреки – и воспоминания тех, кому сейчас за 45.
Но зато Владимир Меньшов и режиссер спектакля Лев Додин доказали, что о значении электрификации можно рассказывать весело!
Конечно было. Россия хоть и отставала от США и Европы в промышленном развитии, но электричество в стране активно использовали. Электростанций в стране было больше тридцати, многие предприятия работали на электроэнергии, в городах ходили трамваи, дома и улицы освещались электролампами.
Причем даже на Западе отмечали, что, хотя в России электроэнергии производилось сравнительно мало — всего 14 киловатт-часов на человека, это почти в 17 раз меньше, чем в США, — оборудованием пользовались самым современным. Правда, в основном импортным. Так, 63 процента станков в машиностроении было западного производства, а в текстильной промышленности — даже 75 процентов.
Хотя были и свои достижения. Например, всех поражал императорский поезд Александра III, полностью освещавшийся 30-ваттными лампами накаливания. Динамо-машину, батарею из 36 аккумуляторов и прочее оборудование установила петербургская фирма «Яблочков и Ко» — для них использовался отдельный вагон, прицеплявшийся за тендером. Плюс дополнительные батареи в буфетном вагоне и вагоне-столовой. Все лампы были независимы друг от друга, каждую можно было включать и выключать. Стоимость всей этой установки составила почти 29 тысяч рублей. Император проехал в своем поезде свыше 8,5 тысячи километров – и электрическое оборудование всегда действовало исправно.
Так, получили известность сельскохозяйственные опыты, в которых через поля прокладывали кабели или окружали их металлическими сетями под напряжением, семена растений помещали в электромагнитное поле, пропускали через них постоянный ток, а потом высаживали. По отчетам, такие семена вызревали в два раза быстрее и давали в полтора раза больше урожая, а корнеплодов удавалось получить в четыре раза больше, чем при обычном выращивании. Тем не менее, большого распространения такие методы не получили.
А вот разработки российских инженеров и ученых-электротехников ни в чем не уступали западным. В стране была создана мощная электротехническая школа, каждые год-два проводились научные электротехнические съезды, создавались вузы, сотрудники и выпускники которых постоянно стажировались за границей – в основном в Германии, Великобритании и США, – и привозили домой передовой опыт. В конце концов, именно российский инженер Александр Попов изобрел радио. Хотя во многих странах и считают, что это сделал Гульельмо Маркони, за что даже получил Нобелевскую премию. Но это не важно: этот пример показывает, что российские ученые-электротехники шли ноздря в ноздрю с западными. Именно это и позволило отечественным специалистам разработать план ГОЭЛРО и осуществить его в кратчайшие сроки.
Но тогда возникает второй вопрос:
А затем, чтобы поднять экономику. В стране после революции и Гражданской войны была разруха. Только в 1917 году закрылось почти 800 заводов. Больше чем в два раза упали добыча каменного угля и нефти, выплавка чугуна.
Конечно, желание, чтобы в доме каждого крестьянина горел свет, – прекрасная и гуманная цель. Но главной была все же не она. Главным было запустить вставшие заводы, наладить новые производства. Ну а заодно и зажечь в каждой избе лампочки.
Каждая электростанция работала отдельно, обслуживая по несколько предприятий. Даже значения напряжения и частоты вырабатываемого тока у всех были разными, так что повсюду приходилось использовать трансформаторы.
Идеей Ленина и собранной им команды электротехников во главе с Глебом Кржижановским было полностью поменять подход к производству электричества. Раньше во всем мире делали так: заводы строили в городах, так как там было много рабочей силы, а электростанции строили рядом с заводами, подвозя туда тонны каменного угля. Уголь был главным грузом железных дорог и в России, и в Германии, и в США, да где угодно. Все это делало топливо весьма дорогим. Теперь было решено поступать наоборот: строить мощные электростанции рядом с залежами угля. Нет угля – сойдет торф или что-нибудь еще горючее. Если есть река с сильным течением — еще лучше. То есть затраты на перевозку топлива резко снижались. А заводы уже строили рядом с электростанциями. В итоге — огромная экономия на дешевой электроэнергии.
Но что еще очень важно – высоковольтные линии электропередач впервые были объединены в одну систему. Электростанции включались параллельно друг другу, и электроэнергию стало возможным перебрасывать из одного района в другой.
Историки еще долго будут изучать советское прошлое. Но одно ясно уже сейчас: без Ленина и его плана ГОЭЛРО Россия не стала бы индустриальной державой.
Капиталистической или социалистической — уже не важно. В конце концов, потом все страны пошли по пути точно такой же электрификации, но Россия была первой, а Ленин – первым политиком, который решился на столь кардинальную экономическую реформу.
И, наконец, еще один вопрос:
Ответ на этот вопрос состоит из многих страниц, усеянных графиками, таблицами, цифрами. Впечатляющими, спору нет. Но их можно найти в тысячах статей, сотнях докладов, десятках справочников и энциклопедий.
Мы же скажем проще. Результат электрификации – это индустриализация. Россия стала промышленной страной, да не простой, а лидирующей. Что можно делать без электричества или при его небольшом количестве? Только рубить лес и заниматься сельским хозяйством. А электричество – это уже серьезная, большая промышленность.
Все же придется привести цифры: в 1932 году по плану ГОЭЛРО выработка электроэнергии должна была увеличиться по сравнению с 1913 годом в 4,5 раза, а выросла в 7 раз: районные электростанции произвели 2,87 миллиона киловатт. Много ли это? Скажем так: вышли на средний европейский уровень. Но всего за 10 лет! А впереди был еще пуск ДнепроГЭС и других крупных станций.
Это позволило увеличить ВВП не в 1,8 раза, как предписывал план ГОЭЛРО, а в 2,5 раза к 1930 году и в 5,8 раза к 1935 году.
Кроме того, советские предприятия научились выпускать сложнейшее оборудование. Если до революции все турбины поставляли западные фирмы, то уже для первенца ГОЭЛРО – Волховской ГЭС – четыре из девяти турбогенераторов изготовила «Электросила».
Паровые и водяные турбины стал производить Ленинградский Металлический завод. А вскоре уже все оборудование для электростанций стало в основном отечественным. Заводы освоили выпуск турбин не только малой и средней мощности, но и крупной – производительностью в 100 тысяч киловатт. Так что можно сказать, что история импортозамещения началась именно тогда, в 1920-е годы прошлого века.
Кроме того, открылось множество научно-исследовательских институтов, многие из которых возглавили составители плана ГОЭЛРО, ставшие уже академиками.
Предприятия, производившие оборудование для электростанций, организовали собственную подготовку инженеров и специалистов: появились электротехнические техникумы и даже заводы-втузы. Тысячи юношей и девушек получили очень неплохое образование – уж кого, а инженеров в советское время учили отменно.