100 лет
ГОЭЛРО

Cоциальное
развитие

Первый этап электрификации совпал с масштабной безработицей в стране. После окончания Гражданской войны без дела остались демобилизованные солдаты, уехавшие из деревень крестьяне и бывшие служащие закрывшихся предприятий. Чтобы проблема не приобрела масштаб катастрофы, было необходимо создавать рабочие места.

И здесь план ГОЭЛРО тоже принес плоды.

Только для строительства тридцати запланированных электростанций требовалось более ста тысяч человек, а для их успешного функционирования – огромное количество квалифицированных рабочих, техников и инженеров. Но на пути соискателей и работодателей друг к другу возникло препятствие: большая часть населения оставалась неграмотной. Новые кадры нужно было обучать, причем в ускоренном темпе.

Проблемой занялись на государственном уровне. Вышел знаменитый декрет «О ликвидации безграмотности», последовала серия образовательных реформ, стали открываться учебные заведения.

Одним из успешных экспериментов в сфере социального развития стало создание рабочих факультетов.
Леонид Кривицкий «Первый рабфак»
Редакция студенческой газеты

Число учащихся

Число учебных заведений

За 1–2 года рабфаковцы проходили азы современной начальной школы, готовились к поступлению в вузы, а главное – получали возможность изучать теорию, не отвлекаясь от практики.

Стройка каждой электростанции автоматически становилась и «школой», и «научно-исследовательской лабораторией». Например, на ГЭС «Пороги» кадры готовили прямо на месте. Там организовали курсы, где можно было получить знания с одним условием – после окончания курсанты обязывались отслужить на станции несколько лет. Учащимся предоставлялась стипендия, спецодежда, учебники, письменные принадлежности и шанс применить свои навыки в настоящем деле. Проблемы безработицы и нехватки кадров решились, но перед правительством встала еще одна задача.

Население было важно не только привлечь к постройке станций, но и по-настоящему увлечь их идеей электрификации, замотивировать на рекорды, без которых план ГОЭЛРО не мог стать реальностью.
Выпускники инженерно-строительного факультета Политеха на строительстве Волховской ГЭС, 1920 г.
Адольф Страхов-Браславский «Реальность наших планов — это мы с вами» Харьков, 1933 г.
Виктор Говорков «Наш выигрыш — их проигрыш», 1951 г.
Юрий Бурджелян «Увеличим производство электроэнергии!», 1946 г.
Виктор Корецкий «Здесь расцветет жизнь! Выше темпы восстановления и строительства», 1946 г.

Эту задачу тоже решили масштабно. Для начала в промышленности повысили уровень зарплат и ввели более лояльную систему штрафов. А после – взялись за создание уникальной рабочей культуры, целой системы, внутри которой все было направлено на улучшение результатов труда.

Формировались специальные рабочие коллективы, проводились лекции и собрания, где открыто обсуждались насущные проблемы. Для трудящихся организовывали курсы повышения квалификации, конференции и издавали газеты. Любой мог взять совет у опытных инженеров, а самих инженеров отправляли в заграничные командировки за передовыми знаниями.

Все это позволило сократить пропасть между руководством и рабочими. И практический опыт, который имели вторые, действительно помогал в решении глобальных вопросов. В одном из документов Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов упоминалось, что «экономия от осуществленных предложений рабочих, если считать по СССР, измеряется, по меньшей мере, в десятках миллионов рублей».

Художники на строительстве Братской ГЭС
Первые строители Волховской ГЭС
Строительство Каширской ГРЭС

Не оставили без внимания и условия быта. Многие электростанции возводились в отдаленных районах страны с плохо налаженными коммуникациями. Улучшение инфраструктуры этих районов тоже было частью плана. Строители жили недалеко от строек, в так называемых рабочих поселках, и постепенно поселки начали превращаться в города. Так вокруг Волховской ГЭС появился город Волховстрой, позже переименованный в Волхов. Несмотря на кризис, государство выделяло бюджет на строительство яслей, детских садов и жилья. Но скорости работы для реализации амбициозного плана ГОЭЛРО все равно не хватало. И тогда рабочих решили увлечь соревнованием.

Здесь всю свою мощь показала пропаганда. Вышли постановления, которые на официальном уровне объявляли в стране соревнование за лучшие показатели.

Результаты работы стали изучать и предавать гласности, публично поощрять перевыполнение плана и осуждать невыполнение. Ударным бригадам, которые ставили рекорды, выплачивались денежные премии, вручали грамоты и знамена.

Алексей Кокорекин «Родине новые миллионы киловатт!», 1955 г.

Со временем в гонку за лучшие показатели включился весь СССР

Сохранилась наполненная бойцовским духом цитата из протокола стройки Челябинской ГРЭС: «Каждый энтузиаст-ударник обязан по первому приказу штаба являться для работы в какое угодно время (дня или ночи) для ликвидации прорывов, каждый энтузиаст подписывается на месячный заработок, на заем «пятилетка в четыре года» и обязуется завербовать по два-три человека, каждый энтузиаст берет на буксир по двое новых рабочих, чтобы научить их в кратчайшее время работать хорошо».

Уже через год большая часть рабочих Челябгрэсстроя записалась в ударники. Политик Гарри Шварц, понаблюдав за атмосферой среди пролетариата, сравнил ее с «энтузиазмом солдат, которым приказано идти в атаку».

Пока «солдаты» ГОЭЛРО были на поле боя, наверху продолжалась и подготовка «военачальников».
М. Писаревский «Семилетний план электрификации СССР выполним досрочно!», 1959 г.
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
Борис Иванович Угримов

Талантливые идеологи электрификации не только сделали серьезный вклад в науку, но и создали российское энергетическое образование. Генрих Осипович Графтио преподавал в Ленинградском электротехническом институте им. В.И. Ульянова (Ленина), где основал отечественную школу гидроэнергетиков-строителей. В нее, среди прочих, входил Иван Васильевич Егиазаров. Он вспоминал о Графтио как о требовательном педагоге-практике, который всегда смотрел на студенческие проекты не как на «академическую работу», а «как на проектирование, подлежащее претворению в жизнь».

В двадцатые годы в ЛЭТИ открылось сразу несколько новых кафедр: кафедра городских электрических дорог, кафедра электрических машин, первая в мире кафедра электропривода, а также – продолжалась научно-исследовательская деятельность мирового значения.

Прямо во дворе института выстроили беспрецедентную высоковольтную лабораторию, где занимались рядом важнейших для отрасли вопросов: конструированием линий, изоляцией, аппаратурой, проблемой перенапряжения, изучением диэлектриков и защиты.

Другой участник разработки плана ГОЭЛРО Борис Иванович Угримов больше десяти лет оставался деканом электропромышленного факультета Института Народного Хозяйства им. Плеханова, который в будущем стал основой Московского энергетического института. В МЭИ преподавал коллега Графтио и Угримова – Карл Адольфович Круг, обучивший и выпустивший сотни инженерно-технических специалистов.

Шанс воплотить в жизнь замыслы, когда-то казавшиеся фантастикой, вдохновлял многих

В рекордные сроки в СССР открывались электротехнические факультеты, формировались новые вузы и реорганизовывались уже существующие.

Так план ГОЭЛРО стал не только основой индустриализации и мощным толчком для экономики страны, но и принес много хорошего в общественную жизнь.

Благодаря строительству электростанций сократилась безработица, реализовались образовательные реформы, родилась и окрепла рабочая культура.